Жилье для российской семьи полный провал. Российские семьи лишили «программного» жилья

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года за период 2014 – 2015 годов и истекший период 2016 года» и экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи» и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Объекты проверок: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Правительство Республики Татарстан; Правительство Республики Башкортостан; Администрация Костромской области; АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АО «АИЖК»); АО «Агентство финансирования жилищного строительства» (АО «АФЖС»).

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладами выступили аудиторы Андрей Перчян и Юрий Росляк.

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. Основная цель Программы - ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам – участникам Программы, в том числе с выездом в республики Татарстан и Башкортостан.

Проверка показала, что Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей в Госпрограмме, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями.

По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%.

В Республике Татарстан введено в эксплуатацию 0,063 млн кв. метров жилья экономического класса, или 4,2% запланированного показателя (1,5 млн кв. м), в Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м, или 7% (0,6 млн кв. м).

При запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.

Для строительства жилья экономического класса в рамках Программы было предоставлено 56 земельных участков, или 7,7% общего количества участков, отобранных регионами. Проведенный анализ показал, что все земельные участки, выбранные для вовлечения в оборот Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, не соответствовали критериям отбора и не были предоставлены для реализации Программы. В 2016 году АО «АИЖК» отказалось от 277 земельных участков и готовит предложения по отказу от 54 земельных участков общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн руб.

Отсутствие должной подготовки реализации Программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО «АИЖК» не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель Программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы. В результате, прежний целевой показатель по строительству экономического жилья был исключен из основных условий реализации Программы в связи со сложной экономической ситуацией и снижением платежеспособности населения.

Проверка показала, что Правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд руб. в целях реализации Программы.

Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО «АИЖК» (программа Стимул) были предоставлены АО «АИЖК» банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов в рамках Программы, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) были возвращены банками в АО «АИЖК» из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Кредитная линия Внешэкономбанка в объеме 14 млрд руб. на финансирование обязательств по выкупу объектов инженерно-технического обеспечения АО «АИЖК» не была предоставлена.

Меры управления рисками, отвечающие требованиям Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, разработаны не были. В частности, отсутствовала количественная оценка и меры правового регулирования, направленные на управление рисками.

«Соглашения по реализации мероприятий Программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей Программы », - сообщил Юрий Росляк.

Также Счетной палатой была проведена проверка деятельности АО «АИЖК» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года.

По состоянию на 1 января 2017 года государством обеспечена ресурсная база АИЖК в размере 283,6 млрд руб. (уставный капитал в размере 100,1 млрд руб., государственные гарантии, предоставленные в обеспечение облигационных займов АИЖК в размере 143,5 млрд руб., а также кредитная линия ВЭБа в объеме 40 млрд руб., предоставленная за счет средств Фонда национального благосостояния).

Ни одна из Стратегий АИЖК не была завершена в срок. Новые стратегии принимались в связи с изменением целей и задач АИЖК, а также с динамикой нормативно-правового регулирования указанной сферы. В ходе проверки АО «АИЖК» были установлены нарушения и недостатки выполнения конкретных показателей эффективности. Так, плановое значение показателей «объем построенного жилья для найма, профинансированного АИЖК» на 2014 и 2015 годы составило только 22,7% от плана.

АИЖК нарушило методику расчета КПЭ «Количество ипотечных кредитов, предоставленных гражданам из числа определенных социально-приоритетных категорий» и в 2015 году включило свои условные обязательства по выкупу закладных у Банка России (более 6 тыс. штук по продукту «Военная ипотека») в расчет количества выданных социальных ипотечных кредитов.

На 2016 год АИЖК включило эти условные обязательства в расчет КПЭ «финансирование ипотечного рынка». Эти обязательства фактически означают поддержку банкам, которые заинтересованы в получении ликвидности Банка России под залог закладных, но не являются формой прямого участия АИЖК в ипотечном рынке, поскольку не влияют на объем предоставленных ипотечных кредитов.

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года относит к стратегическим целям деятельности АО «АИЖК» создание механизмов предоставления специальных ипотечных кредитов для социально приоритетных категорий населения по ставке не выше инфляции на 2,2% к 2018 году. Доля выкупа АО «АИЖК» ипотечных кредитов, предоставленных социально-приоритетным категориям населения, в общем объеме выкупа закладных в 2014 составила 52,3%, в 2016 году – 42,2%.

В рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» перед АИЖК была поставлена задача по организации коллективных инвестиций и реализации пилотных проектов создания арендного жилья в городах-миллионниках. Однако по состоянию на 10 февраля 2017 года правлением АИЖК не принимались решения о включении в состав Фонда проектов, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших российских городах и способствовать усилению внутренней трудовой миграции.

АО «АИЖК» не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд руб. (по состоянию на 1 января 2017 года), предоставленных Минфином России для финансирования ипотечного жилищного кредитования. При этом указанные объемы государственных гарантий увеличивают государственный внутренний долг Российской Федерации.

Присутствующие на Коллегии представители Минстроя России сообщили о намерении выйти с предложением об исключении из Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» программы «Жилье для российской семьи», показавшей свою неэффективность в условиях финансово-экономического кризиса (с учетом отсутствия бюджетного финансирования). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. Программа «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы исключена.

Решать проблему увеличения объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса Минстрой России и АО «АИЖК» планируют в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» путем выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году 33 регионам в размере 20,0 млрд. рублей, большая часть из которых являлась участниками Программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса, а граждан – к его приобретению.

По результатам проверок Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчеты в палаты Федерального Собрания, а также информационные письма в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Правительство Республики Башкортостан, губернатору Костромской области и в АО «АИЖК».


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на

Сама программа «Жилье для российской семьи» (ЖРС) была, по сути, ответом на государственный запрос: все понимают, что есть «святые скрижали» майских указов президента, их нужно выполнять и раз в квартал - отчитываться. Основным документом реализации «майских» заветов стала госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде­ра­ции», рассчитанная до 2020 года, с объемом финансирования почти 578 млрд рублей. В нее вошла и ЖРС. Минстрой РФ запустил ее летом 2014 года, намереваясь к 2017 году построить в регио­нах около 25 млн кв. метров жилья эконом-класса.

Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде­ра­ции» рассчитана до 2020 года, с объемом финансирования почти 578 млрд рублей.

Программа предполагает, что цена жилья должна быть не более 80% от средней рыночной цены по региону, но не должна превышать 35 тысяч рублей за «квадрат». При этом АИЖК предусмотрело механизм выкупа инженерных сетей: застройщики сами строят сети, а затем им возвращаются средства из расчета 4 тысяч рублей за каждый кв. метр возведенного в итоге жилья. Итоговая стоимость 1 кв. метра в ЖРС составляет таким образом 39 тысяч рублей.

От плана ведомство отклонилось уже на старте: Минстрою удалось подписать соглашения с регионами только на 19 млн кв. метров жилья, а в первый, 2015-й, год регионы должны были передать льготникам, перечни которых формировали субъекты, около 5 млн кв. метров жилья эконом-класса. Однако первый год программы закончился фиаско: вместо 5 млн субъектам удалось построить только 240 тысяч кв. метров, вместо 92 тысяч семей новые квартиры получили несколько тысяч.

Уже тогда эксперты начали давать осторожные прогнозы о том, что в срок реализовать эти мероприятия невозможно. Почувствовав неладное, госпрограмму начали лихорадочно реанимировать: сначала власти под давлением строителей увеличили максимальную цену квадрата в строящемся по программе жилье с 30 до 35 тысяч рублей , затем расширили перечень категорий граждан , имеющих право участвовать в программе, опять-таки - для наращивания спроса.

Еще в начале 2016 года Минстрой верил в свои силы: на РИСФ-2016 глава АИЖК Александр Плутник заявил, что программа худа-бедно идет, в 2016 году власти надеются получить 3,3 млн кв. метров жилья и выделить деньги.

Аппарат премьера Дмитрия Медведева также пытался насильно вовлечь в программу регионы, отказавшиеся от участия, и ввел ответственность чиновников за недостижение показателей. Программе пообещали ежегодные лимиты финансирования в 20 млрд рублей. «Россетям» власти обещали выдавать долгосрочные займы для подключения к электросетям «программных» жилых домов, а застройщикам - освободить их от арендной платы за федеральную землю. Ну, и в финале этой агонии, уже в 2016 году, Минстрой заявил о готовности сократить минимальную планку жилья и продлить программу до 2020 года.

Еще в начале 2016 года Минстрой верил в свои силы: на РИСФ-2016 глава АИЖК Александр Плутник заявил, что программа худа-бедно идет, в 2016 году власти надеются получить 3,3 млн кв. метров жилья и выделить деньги. Понятных источников средств тогда не было, но АИЖК пообещал, цитируем, «кое-какие деньги» найти .

Тем любопытнее было услышать спустя год публичное заявление все того же господина Плутника: «Программа “Жилье для российской семьи” провалилась, поскольку была лишена всяческого финансирования ». Заметьте, это говорит глава АИЖК, который и отвечал за госсубсидии на инженерную подготовку.

Окончательно похоронила программу Счетная палата РФ, приведя нерадостную статистику: за три года по программе построено 800 тысяч кв. метров жилья (3,3% от плана), а улучшить свои жилищные условия смогли 26,3 тысячи семей - всего 5,7% от запланированного числа .

Анатомия провала

Любопытно, что объясняют крах госпрограммы все стороны процесса по-разному. Например, аудиторы Счетной палаты говорят в отчете, что Минстрой и АИЖК не смогли подобрать площадки под строительство - все участки не соответствовали заявленным требованиям. Кроме того, при строительстве домов правительство не выкупало инженерные сети и не решало вопросы по обеспечению жилья школами, детсадами и другими объектами социальной инфраструктуры. На эти цели планировалось направить в 2016 году 20 млрд рублей, однако в итоге деньги освоены не были.

Аудиторы Счетной палаты говорят в отчете, что Минстрой и АИЖК не смогли подобрать площадки под строительство - все участки не соответствовали заявленным требованиям.

В Минстрое говорят, что они, мол, сразу поняли бесперспективность программы и направили эти средства на субсидии в рамках ипотеки с господдержкой.

А застройщики?.. Перечисление претензий реальных участников программы могло бы занять еще целую статью. Вот лишь тезисно: слишком низкая цена квадратного метра, в большинстве регионов 39 тысяч - это на 15-20% ниже рыночной; даже если и продавать по этой цене - гарантированный спрос, то есть списки льготников, так и не был сформирован региональными властями в полном объеме: 300-500 очередников от региона не особенно радовали строителей. Программа была составлена жестко, топорно, без отношения к реальной экономической и демографической ситуации на местах. Требование к проектам по программе - ввод не менее 10 тысяч кв. метров. Для многих региональных застройщиков это слишком большие объемы.

Ну и, наконец, главная проблема - инфраструктура. Известно, что жилье власти не принимают без сетей, дорог и «социалки». Но расходы на эту инфраструктуру по программе местные бюджеты не планировали - и все ложилось на плечи застройщиков. Не сработал и заявленный выкуп сетей по линии АИЖК - механизм выкупа инженерной инфраструктуры оказался непонятен ни застройщикам, ни «сетевикам».

Нестройный округ

Все вышеперечисленные проблемы проявились в Северо-Западном федеральном округе, который сначала браво заявил в программу 1,3 млн кв. метров жилья, построив на деле менее 100 тысяч кв. метров.

Ленинградская область, где, учитывая близость к Северной столице, 35 тысяч за «квадрат» - явно мало, не особо рвалась в программу и вошла в нее одной из последних. Муниципалы составили список всего в 200 человек, для которых ООО «Арго-Инвест» к 2018 году построит 10 тысяч кв. метров в Кировске. Еще столько же к 2020 году построит ОблАИЖК. В перспективе такие же проекты запустят в Щеглово, Гатчине и Тосно.

Проблемы проявились и в Северо-Западном федеральном округе, который сначала браво заявил в программу 1,3 млн кв. метров жилья, построив на деле менее 100 тысяч кв. метров.

Поздно вступила в программу и Республика Коми - в конце апреля 2016 года. Учитывая среднюю стоимость «квадрата» в 61 тысячу рублей, застройщиков и площадки искали очень долго. О готовности заявили два проекта: жилищный микрорайон Пичипашня в селе Выльгорт Сыктывдинского района и строительство нового микрорайона «Югыд чой» под Сыктывкаром. Но за прошедший год там ни одного дома не построено.

Псков заявил в программу проект «Борисов ручей-1» на 10 тысяч кв. метров. Но до сих пор там не было построено ни одного метра жилья и, понятно, не продано ни одной квартиры. Та же ситуация и со вторым проектом - жилой застройкой в «Соколицах». Вместо ответа на вопрос -почему, журналиста послали в Москву - туда, где придумали эту программу. Единственный успешный проект - застройщика ОАО «Псковжилстрой» (подконтролен правительству области - Прим. ред). В ЖК «Балтийский каскад» в Борисовичах за два года удалось продать всего 5 квартир.

В Карелии, наоборот, был ажиотаж: ООО «Консоль-С» должна была до 1 июля 2016 года ввести в эксплуатацию 12 тысяч кв. метров. К лету 2016 года выяснилось, что в программу подано 285 заявок - таким образом, число участников превысило ожидаемое. В Калининграде в рамках проекта были обозначены 6 строительных площадок. Из них две в самом Калининграде и еще 4 - в Гурьевском районе. Изначально планировалось введение 50 тысяч кв. метров. Однако затем начался регресс: почти все застройщики - участники программы начали под протокол заявлять о снижении объемов строительства, а ООО «КПД Монтаж» вообще вышло из проекта.

Лишилась участников и Новгородская область. Одним из крупнейших застройщиков было ООО «СУ-5», которое планировало построить жилье на землях Фонда РЖС. Однако позже компания обнаружила, что земли Фонда попросту не подходят для застройки, и экстренно вышла из программы.

В Поморье Минстроем была одобрена заявка от Архангельска на строительство 27 тысяч кв. метров жилья. Первый аукцион в рамках программы «Жилье для российской семьи» в конце 2015 года выиграло ООО «Строительно-реставрационное Управление», зарегистрированное в Москве. Был заключен договор на выполнение инженерных изысканий на площадках строительства, на этом этапе стройка была заморожена.


Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Государственная программа "Жилье для российской семьи" (ЖРС) реализована на 3,3% от первоначально запланированного объема, сообщила Счетная палата по итогам проверки.

"Проверка показала, что программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий, и фактически представляет собой "декларацию о намерениях"", — говорится в сообщении.

Подпрограмма ЖРС реализуется в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденной правительством 15 апреля 2014 года. Основная цель подпрограмма ЖРС — ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв.м жилья экономического класса.

Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам. Проверка показала, что, по состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв.м жилья экономического класса, или 3,3% предусмотренного госпрограммой объема. При этом сама программа сформирована только на 77,6%.

"Отсутствие должной подготовки реализации программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО "АИЖК" не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы", — говорится в отчете.

Также в документе указано, что финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО "АИЖК" (программа "Стимул") были предоставлены АО "АИЖК" банкам в размере 12,4 млрд рублей для реализации только 4,6% проектов в рамках программы. При этом 5,7 млрд рублей (45,9%) были возвращены банками в АО "АИЖК" из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования.

Кроме того, строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Как сообщалось, в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 марта 2017 года подпрограмма "Жилье для российской семьи" была исключена из госпрограммы. Решать проблему увеличения объемов строительства жилья Минстрой и АИЖК планируют в рамках реализации приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье" через выделение субсидий регионам (в том числе в 2017 году 33 регионам в размере 20 млрд рублей) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Ранее о том, что программа ЖРС оказалась провальной, заявил глава АИЖК Александр Плутник. Вместе с тем он отметил, что "необходимо вернуться к ней, посмотреть, чем ее заменить, чтобы оказывать реальную поддержку строителям и реальную поддержку гражданам".

В АИЖК "Интерфаксу" рассказали, что программа "Жилье для российской семьи" оказалась невостребованной участниками рынка, поскольку в изменившихся экономических условиях потребовались новые механизмы поддержки сектора жилищного строительства. В этих условиях в конце марта 2015 года была запущена программа субсидирования процентных ставок на приобретение жилья в новостройках. Бюджетные средства, запланированные на строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры при реализации проектов по комплексному развитию территорий в рамках программы ЖРС, были перераспределены на реализацию программы субсидирования. В рамках программы приобретено 25,7 млн кв. метров жилья на первичном рынке – это больше, чем планировалось ввести по программе ЖРС.

Также в сообщении отмечается, что АИЖК по итогам проверки Счетной Палатой получило информационное письмо с рекомендациями о включении количества ипотечных кредитов, выданных социально-приоритетным категориям населения, в состав целевых показателей АИЖК и о возврате Минфину России государственных гарантий по выпускам облигаций, выкупленным на баланс агентства. Нарушений законодательства либо нецелевого или неэффективного использования средств со стороны АИЖК Счетной Палатой Российской Федерации не зафиксировано, подчеркивают в АИЖК.

Полный нежилец: о проблемах реализации госпрограммы было известно давно, а ее участников выручают силами местных властей

«Российская семья» осталась без жилья - Счетная палата проверила АИЖК на предмет выполнения программы, которая должна была обеспечить россиян жильем по 35 тысяч рублей за квадратный метр, и признала, что ожидаемые показатели достигнуты не были. За три года введено в эксплуатацию всего 3,3% от запланированного жилья. А в Татарстане показатели чуть лучше - 4,2%. Программа, по мнению проверяющих, является лишь «декларацией о намерениях» и не обеспечивается эффективными мероприятиями. Хотя задачи ставились амбициозные. Застройщики, участвующие в программе, обещанной помощи от АИЖК не получили и с трудом держатся, чтобы не пополнить своими клиентами полк обманутых дольщиков. Кризис программы в Татарстане усугубил крах «Татфондбанка». Подробнее в материале «Реального времени».

Не программа, а «декларация о намерениях»

Программу «Жилье для российской семьи» запустили в 2015 году. Предполагалось, что до конца 2017 года построят не менее 25 млн квадратных метров жилья экономического класса. Накануне Счетная палата РФ опубликовала результаты проверки итогов двухлетней работы. Ведомство проверило документы 70 регионов - участников программы. Его представители выезжали на место в Татарстан и Башкирию.

В итоге выяснилось, что по состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. м или 3,3% от объема, предусмотренного Госпрограммой. В Татарстане, по данным Счетной палаты, в рамках программы ввели в эксплуатацию 0,063 млн «квадратов» жилья экономкласса. От запланированных 1,5 млн - это 4,2%. В Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м или 7% (от плановых 0,6 млн кв. м).

Главным преимуществом программы, кроме сниженной процентной ставки за ипотеку, была низкая цена - 35 тысяч рублей за квадратный метр. Предполагалось, что застройщикам будут компенсировать затраты на подведение коммуникаций - по 4 тысячи рублей за каждый квадратный метр построенного жилья. В итоге, следует из отчета Счетной палаты, правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд рублей.

Главным преимуществом программы, кроме сниженной процентной ставки за ипотеку, была низкая цена - 35 тысяч рублей за квадратный метр. Фото kazan.mlsn.ru

Льготные кредиты в размере 12,4 млрд рублей, которые для поддержки застройщиков предоставило АО«АИЖК», банкам хватило только для реализации 4,6% проектов программы. При этом 5,7 млрд рублей (45,9%) были возвращены банками в агентство, так как отсутствовала должная проработка с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Соглашения по реализации мероприятий программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей программы, - сообщил Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты.

Высоким требованиям «АИЖК» мог ответить только «Газпром»

Программа изначально была нежизнеспособной, считают эксперты, опрошенные «Реальным временем». По словам Андрея Симакова, генерального директора ПАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан», причина закрытия программы в том, что механизм выделения федеральных субсидий на инженерные сети так и не заработал на практике.

А значит, застройщики не смогли привлечь банковское финансирование. Ни один банк в Татарстане не давал кредитов на застройку по программе «Жилье для российской семьи». Распределителем субсидий выступало АИЖК, но они придумали такой рейтинг кредитной надежности застройщика, что им мог соответствовать только «Газпром». Насколько я знаю, ни одна строительная компания из Татарстана не сумела в него попасть, а значит не получила доступа к ожидаемым федеральным субсидиям. То есть крупные застройщики не пошли в программу, так как не смогли обеспечить продажу жилья по заявленной цене в 35 тысяч рублей за квадратный метр. Насколько мне известно, сейчас правительство Татарстана помогает застройщику ЖК «Яшьлек» в Куюках в Пестречинском районе. Здесь им помогают с инженерными сетями. Знаю, что по программе построен один дом в Чистополе, но маленький, - говорит Симаков.

По словам Андрея Симакова, причина закрытия программы в том, что механизм выделения федеральных субсидий на инженерные сети так и не заработал на практике. Фото gossov.tatarstan.ru

Директор ООО «Стройком» Фаик Гараев так и не смог получить кредит от «Банка Казани». В январе «Реальное время» писало , что в Минстрое РТ говорили, что должно пройти заседание кредитного комитета ООО «Банк Казани», где будет рассматриваться вопрос кредитования ООО «Стройком». Но вопрос с кредитом так и не был решен. Сейчас, по словам Фаика Гараева, обязательства перед дольщиками, участниками программы, он выполняет благодаря «оптовому покупателю» и некому инвестору. Есть надежды на привлечение кредитора, но подробности он не раскрывает, «боясь сглазить».

Обманутые госпрограммой дольщики?

Участники программы, всего 84, которые заключили со «Стройкомом» договор на приобретение квартир в строящемся комплексе «Яшьлек» в Куюках, опасались, что они станут обманутыми дольщиками. Сроки сдачи домов постоянно сдвигались из-за отсутствия той самой поддержки от «АИЖК» на подведение коммуникаций.

Нет никакой помощи, мы барахтаемся сами по себе. Мы все надеемся, что нам вернут хотя бы за коммуникации по 4 тысячи рублей, которые обещали. Как сдадим, должны вернуть, конечно, но почему нельзя вперед оплатить или подвести коммуникации? Мы могли бы давно сдать, если бы, как прописано, помогли. Получили бы кредиты, и поддержка была бы с коммуникациями, - говорит Фаик Гараев.

Сдать дома в Куюках должны были еще 1 мая 2016 года, потом перенесли на 1 августа. Сейчас застройщик гарантирует, что новоселье участники программы справят к 1 июля. Построено четыре дома, еще два в процессе.

Всего в плане 42 дома - четыре трехэтажные, остальные четырехэтажные. Сейчас два дома заложили, там первый этаж пока. Сейчас строительство остановили, весеннее закрытие дорог и дорого возить. Когда дороги строили, думали наверное, что не только «москвичи» и «запорожцы» по ним будут ездить? Появились такие мощные машины 25-тонные… Вот как так работать? - жалуется на сплошные препоны застройщик.

Фаик Гараев так и не смог получить кредит от «Банка Казани». Фото Гуландам Зариповой

Каюк в Куюках и Морквашах победят своими силами

Всего в жилом комплексе 139 тысяч квадратов «жилья», и, раз не работает программа, остальное надеются продавать уже по коммерческой цене. Стоимость «Жилья для российской семьи» была определена в размере 30 тысяч рублей за «квадрат», в последующем она возросла до 35 тысяч рублей, а позже поднялась до 40 тысяч за «квадрат».

О том, что будут строить самостоятельно, без участия в программе заявляет и другой застройщик - компания «Татнур». Они возводили жилой комплекс в селе Набережные Моркваши.

Строительство мы начали, но на сегодня сама программа не работает по всей России. Поэтому мы будем строить уже самостоятельно, без участия в программе. По первому этапу строительства у нас освоено 15%. Но стройка встала не из-за того, что программа не работает. У нас еще были завязки с «Татфондбанком» и «ИнтехБанком». Сейчас осталось там до конца разобраться и потом уже по-новой приступаем, т. е. это временная остановка у нас. По самой программе нам абсолютно никаких затрат не возместили, - рассказал директор ООО «Татнур» Марсель Хисматуллин.

«Жилье для российской семьи» продолжит «Ипотека и арендное жилье»

К моменту публикации ответ от Минстроя Татарстана о том, какую помощь будут оказывать застройщикам, которые успели вступить в программу, и как отразится ее закрытие на дольщиках, не пришел.

В Татарстане в проект взяли восемь застройщиков, которые планировали возвести 1,2 млн кв. м жилья. Компания «Ак Барс Девелопмент» планировала построить жилой комплекс в Усадах, «Сувар Казань» - в Нармонке, «СтройКом» - в Куюках, район «Яшьлек», «Татнур» - в селе Набережные Моркваши. В Чистополе компания «Джукетау» должна была построить малоэтажный район на 10 тысяч «квадратов». «Инвеста» в Высокой Горе хотела возвести девятиэтажку на 174 квартиры. В Зеленодольске «СпецСтройСервис» - 12-этажный дом, в Казани – ГЖФ - жилье в «Салават купере».

В Татарстане в проект взяли восемь застройщиков, в том числе ГЖФ с «Салават купере»

На федеральном уровне говорят лишь о ликвидации программы. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года программу «Жилье для российской семьи» закрыли как неэффективную. Строить жилье экономкласса теперь планируют в рамках программы «Ипотека и арендное жилье». В ее рамках планируется выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году в размере 20,0 млрд рублей 33-м регионам, большая часть из которых являлась участниками ликвидированной программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктур.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья экономкласса, а граждан к его приобретению.

Дарья Турцева, Василя Ширшова, Луиза Игнатьева

Инициатива властей, запущенная в 2014 году, реализована всего на 3,3%. Государству, очевидно, не удастся до конца текущего года ввести в эксплуатацию 25 миллионов квадратных метров жилья эконом-класса. По предложению Минстроя программу решено закрыть, но ее функции вполне могут выполнить другие государственные проекты, которые планировались уже в условиях кризиса, считают участники рынка.

Счетная палата решила проверить, как обстоят дела с реализацией программы за несколько месяцев до ее окончания. «Проверка показала, что программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов и фактически представляет собой "декларацию о намерениях"», - говорится в докладе контрольного ведомства.

«Жилье для российской семьи» - только часть более масштабной госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Аудиторы Счетной палаты Андрей Перчян и Юрий Росляк в своем докладе отметили, что на деле в «большой» госпрограмме всего лишь появились дополнительные показатели, «реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями».

По условиям программы, цена на квартиры не должна превышать 80% от среднерыночной. Претендовать на жилье могут россияне в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие постоянный доход и нуждающиеся в улучшении условий. Они могут воспользоваться льготным кредитом за счет средств Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) либо получить целевую субсидию от государства другим способом.

По состоянию на начало 2017 года, в эксплуатацию удалось ввести только 0,8 миллиона квадратных метров жилья (или те самые 3,3% от общего объема). Более того, программа даже не сформирована до конца - а только на 77,6%. В двух регионах, куда проверяющие выезжали лично, - в Татарстане и Башкортостане - дела обстоят чуть лучше: там сдано 4,2% и 7% жилья соответственно.

Далеки от планов и показатели по количеству семей, задействованных в программе. Из ожидавшихся 463 тысяч право на приобретение жилья на льготных условиях получили 74 тысячи семей (16%). Воспользоваться им смогли только 26 300 семей (5,7%).

В 2016 году, как выяснилось во время проверки, правительство не направило 20 миллиардов рублей межбюджетных трансферов, которые должны были пойти на создание инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры. АИЖК, в свою очередь, предоставило только 12,4 миллиарда рублей на выделение льготных кредитов, еще 5,7 миллиарда банки вернули обратно - им просто не удалось должным образом договориться с застройщиками.

Кроме того, АИЖК пришлось отказываться от многих предложенных участков из-за того, что они не соответствовали критериям отбора. Все это привело к тому, что первоначальные целевые показатели пришлось снижать. «Основная цель программы [добиться снижения цены на 20% по сравнению с рыночной] не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы», - констатируют аудиторы Счетной палаты.

Все соглашения между Минстроем, АИЖК и руководством регионов носили формальный характер. В частности, в них не были прописаны плановые ежегодные показатели по вводу в эксплуатацию жилья, говорится в докладе.

Заслушавшие его представители Минстроя предложили исключить программу «Жилье российским семьям» из «большой» госпрограммы. По их мнению, реализовать ее в условиях кризиса все равно невозможно. Правительство прислушалось к чиновникам и издало соответствующее постановление.

Однако проблема нехватки в стране жилья эконом-класса по-прежнему остается. Минстрой и АИЖК собираются решать ее при помощи еще одного государственного начинания - приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». В рамках него до конца года 33 региона должны получить 20 миллиардов рублей.

И это вполне может принести успех, считает руководитель группы управления проектами Рейтингового агентства строительного комплекса (РАКС) Федор Выломов. По его словам, главная причина неудачи «Жилья для российской семьи» заключается в том, что она стартовала еще до кризиса, в старых экономических условиях. «Все целевые показатели тоже были актуальны в 2014 году. Но, как известно, годом позже начался кризис, и вся экономика столкнулась с высокой волатильностью показателей - одна только ключевая ставка выросла до 17%», - отметил Выломов в разговоре с «Профилем».

После этого государство начало искать другие способы поддержания спроса. «Причем не только со стороны определенных, так называемых социальных групп граждан, но и всего спроса в целом. Были запущены как раз-таки те проекты, на которые решено переключиться: программа субсидирования ипотеки, программа строительства инфраструктуры за счет государства. И они выполняются куда успешнее. Первая уже обеспечила около 40% от всего объема ипотечных сделок», - говорит представитель РАСК.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!