Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки Заявление налогоплательщика о зачете срок рассмотрения

Н.А. Мацепуро, юрист

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Порядок зачета и возврата переплаченных налоговых платежей

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Переплата по налоговым платежам возникает практически у всех организаций и предпринимателей. Кто-то, например, просто ошибся в платежке. Кто-то подал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога к уплате. А у кого-то уплаченные в течение года авансовые платежи превысили сумму налога по итогам года. Переплату во всех этих случаях можно вернуть или зачесть в счет других налоговых платеже йподп. 5 п. 1 , п. 3 ст. 21 , п. 1 ст. 78 НК РФ . О том, как это сделать, и пойдет речь. А вот о зачете и возврате налоговых платежей, излишне взысканных с вас налоговым органом, и налогов, уплаченных в качестве налогового агента, мы расскажем в ближайших номерах.

Когда возникает переплата

Налоговая переплата может возникнуть в результате излишней уплаты вами любых налоговых платежей: налогов, сборов, авансовых платежей, пеней, налоговых штрафо впп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . Рассмотрим несколько примеров таких ситуаций:

  • при уплате налога вы ошиблись в сумме и перечислили в бюджет больше, чем было нужно.

Имейте в виду, что если в платежке был неверно указан тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО) или статус плательщика, то такой платеж можно просто уточнить. Нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. И тогда инспекция поправит данные в карточке лицевого счета и пеней не буде тп. 7 ст. 45 НК РФ ;

  • уплаченные вами в течение года авансовые платежи превысили сумму налога, рассчитанную по итогам года (например, по налогу на прибыль, по налогу при УСНО);
  • вы нашли ошибку в прошлом периоде (например, забыли применить льготу) и подали за этот период уточненную деклараци юп. 1 ст. 81 НК РФ ;
  • вы представили в ИФНС декларацию по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению. Если при этом вы затянули с подачей заявления на возврат или зачет (то есть подали его, когда ИФНС уже вынесла решение о возмещении налога), то возврат и зачет НДС производятся в нижеописанном порядк е п. 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ .

Если же заявление о зачете (возврате) НДС подано до принятия инспекцией решения о возмещении налога, то зачет (возврат) НДС производится по специальным правилам (в частности, в более короткие сроки)пп. 7- 11 ст. 176 НК РФ .

Если вы хотите, чтобы переплата по налогу была зачтена в счет предстоящих платежей по этому же налогу (то есть в пределах одного КБК и ОКТМО), то тогда обращаться в ИФНС за зачетом не нужно. Такой зачет будет произведен в вашей карточке лицевого счета автоматически, как только в ней отразятся очередные начисления или поступления по этому налогу. Вы просто в очередной раз перечисляете в бюджет меньше, чем нужно, на сумму переплаты.

Поэтому при излишней уплате налога обращаться за его зачетом или возвратом есть смысл, только если сумма переплаты значительна или вы уже перестали быть плательщиком этого налога.

По каким правилам производится зачет

Основных правил, по которым переплата зачитывается в счет уплаты предстоящих платежей по налогам или недоимки, всего два.

ПРАВИЛО 1. Переплата, образовавшаяся у организации или предпринимателя как у налогоплательщика, может быть зачтена лишь в счет платежа, который уплачивается ими также в статусе налогоплательщик ап. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (далее - Методические рекомендации) . А потому налогоплательщик не может зачесть переплату в счет уплаты налога, который он должен перечислить как налоговый агент, и наоборо тПисьма Минфина от 23.11.2010 № 03-02-07/1-543 , от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 .

ПРАВИЛО 2. Переплата по федеральным налогам (а к ним относятся и спецрежимны еп. 7 ст. 12 , ст. 18 НК РФ ) и пеням по ним зачитывается в счет федеральных налогов и пеней, по региональным - в счет региональных, а по местным - в счет местны хп. 1 ст. 78 НК РФ . При этом не имеет значения то, что налоги зачислялись в бюджеты разного уровня (так, налог на прибыль частично платится в федеральный бюджет, а частично - в бюджет субъекта РФ).

Для наглядности покажем в таблице, как может зачитываться переплата по налогам (сборам) и пеням по ним.

Налоги (сборы) и пени, по которым имеется переплата Налоги (сборы) и пени, в счет которых можно зачесть переплату
Федеральные налоги (сборы):
  • налог на прибыль (зачисляемый как в федеральный бюджет, так и в региональный), включая авансовые платежи;
  • НДС (за исключением НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров и в других случая хст. 147 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ ) ;
  • «предпринимательский» НДФЛ;
  • акцизы, включая авансовые платежи;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • налог при УСНО, включая авансовые платежи и минимальный налог;
  • ЕНВД;
  • ЕСХН, включая авансовые платежи
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому федеральному налогу (сбору), в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому федеральному налогу.
  • Авансовые платежи по УСНО можно зачесть в счет минимального налог ап. 5 ст. 346.21 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231
Пени по федеральным налогам
Региональные налоги:
  • налог на имущество организаций, включая авансовые платежи;
  • транспортный налог, включая авансовые платежи;
  • налог на игорный бизнес
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому региональному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому региональному налогу
Пени по региональным налогам
Местный налог - земельный налог, включая авансовые платежи В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по земельному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по земельному налогу
Пени по земельному налогу

Что касается переплаты по налоговым штрафам, то из НК РФ следует: она может в общем порядке направляться на уплату предстоящих платежей по налогам либо на погашение любой налоговой задолженност ипп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . При этом вид налога (сбора), пени, штрафа, в уплату которых может зачитываться переплата по штрафам, не конкретизируется. Значит, зачет возможен в счет любых налоговых платежей.

Однако на местах с таким зачетом часто возникают проблемы.

Напомним, что размеры налоговых штрафов, в зависимости от вида нарушения, установлены:

  • <или> в твердой сумме. Это, в частности, штрафы по п. 1 ст. 116, ст. 119.1, пп. 1, 2 ст. 120, статьям 125, 126, 129.1 НК РФ;
  • <или> исходя из суммы неуплаченного налога (сбора). Например, штрафы по ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ.

И переплату по последним штрафам налоговики часто соглашаются зачесть, только если соблюдается принцип соответствия видов налого вп. 1.2 Методических рекомендаций . То есть если штраф, к примеру, был наложен за непредставление «прибыльной» декларации, то переплата по такому штрафу зачитывается лишь в счет уплаты федеральных налогов (пеней по ним). И наоборот: переплата по федеральным налогам (пеням по ним) зачитывается лишь в счет уплаты штрафов по федеральным налогам.

В связи с неоднозначным решением этого вопроса на практике мы поинтересовались мнением специалистов ФНС о том, как все-таки должны производиться зачеты по штрафам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Некоторые штрафы также относятся к видам налогов. Так, штраф за неуплату налогов, предусмотренный ст. 122 НК РФ, относится к федеральному, региональному или местному виду в зависимости от того, за неуплату какого вида налога он наложен. Это определяется бюджетным законодательством. Тут действует общее правило: федеральные налоги зачитываются в счет федеральных и т. д. Вместе с тем существуют штрафы (их большинство), не относящиеся к определенному виду налога (это, например, все штрафы, предусмотренные гл. 18 НК РФ, ст. 126 НК РФ и др.). По моему мнению, зачет этих штрафов в корреспонденции с видами налоговых платежей, относящихся к федеральному, региональному или местному виду, невозможе н” .

Чтобы не столкнуться с отказом в зачете переплаты по штрафу, назначенному исходя из сумм неуплаченного налога, сразу просите о ее возврате либо о ее зачете в счет уплаты налогов и пени того же вида, что и налог, исходя из которого был исчислен штраф.

Какую сумму переплаты можно зачесть или вернуть

Можно зачесть или вернуть лишь ту переплату, которая числится в налоговом органе в вашей карточке лицевого счета. То есть разницу между суммой поступлений по конкретному налогу (сбору, пени, штрафу), в том числе в результате зачета, и суммой начислений по этому же налогу (сбору, пени, штрафу), отраженных на основании вашей отчетности, решений по результатам налоговой проверки и прочих документов.

При этом всем известно, что данные налоговиков и плательщиков часто не совпадают. Поэтому, перед тем как подать в налоговую инспекцию заявление на возврат либо зачет налога, лучше сначала провести с ней совместную сверку расчетов с бюджетом или хотя бы запросить справку о состоянии таких расчето вподп. 5.1 п. 1 , п. 2 ст. 21 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 , п. 3 ст. 78 НК РФ . Если вы не сделаете этого и подадите в налоговую инспекцию заявление на бо´ ль -шую сумму, чем числится по данным налоговиков, ИФНС все равно предложит вам произвести совместную сверку. И скорее всего, вернет вам заявление с тем, чтобы вы представили после сверки ново епп. 3.2.2 , 3.3.4 , 3.4.6 Методических рекомендаций . Правда, вы этого делать не обязаны, достаточно и уже поданного заявлени яп. 4 ст. 78 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.09.2012 № 03-02-07/1-226 .

Акт сверки готовится 10- 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления, а справка о состоянии расчетов - до 5 рабочих дней (правда, за нарушение этих сроков ИФНС ничего не грозит)п. 6 ст. 6.1 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ; пп. 3.1.2 , 3.4.3, 3.4.4 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В этих документах будут указаны суммы переплаты при их наличии. Их-то и можно будет вернуть или зачесть в счет иных налоговых платежей.

В отличие от справки о состоянии расчетов акт сверки - двусторонний документ. Если вы подтвердите свою правоту при наличии расхождений по суммам, то налоговики скорректируют данные.

Но если у вас есть задолженность по налогу (сбору, пеням, штрафу) того же вида, по которому есть переплата (см. выше правило 2), то переплата в первую очередь направляется на погашение этой задолженност ипп. 5 , 6 ст. 78 НК РФ . Налоговый орган производит такой зачет самостоятельно с извещением организации или предпринимателя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ . Но плательщикам не запрещено и со своей стороны просить о таком зачет еп. 5 ст. 78 НК РФ .

Причем если у вас есть такая недоимка, то не стоит дожидаться, когда ИФНС произведет «принудительный» зачет. Поскольку она может с этим затянуть, а в это время на сумму недоимки будут начисляться пен ип. 1 ст. 75 НК РФ . Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты этого налога либо с момента принятия налоговым органом решения о зачет еп. 3 ст. 45 НК РФ .

То есть при наличии одновременно недоимки по одному налогу и переплаты по другому пени на недоимку все равно начисляются. В случае когда недоимка и переплата образовались по разным налогам одного вида и недоимка погашается зачетом, начислять пени налоговики прекращают со дня вынесения решения о зачет еПисьмо Минфина от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . Но есть суды, которые с этим не соглашаются и считают, что из-за наличия переплаты пени в данной ситуации начисляться не должн ыПостановления ФАС ЦО от 09.06.2011 № А09-14978/2008 ; ФАС СЗО от 16.05.2011 № А42-4246/2010 . Поэтому такие пени можно попробовать оспорить.

В какой срок надо обратиться за переплатой

Подать заявление в ИФНС на возврат или зачет переплаты можн опп. 7 , 14 ст. 78 НК РФ :

  • <если> переплата образовалась из-за ошибки в сумме в платежке либо в результате подачи уточненки в связи с внесением изменений в прошлые периоды - в течение 3 лет со дня уплаты налога в излишней сумме;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть авансовые платежи, превысившие сумму налога за год, - в течение 3 лет со дня подачи декларации за год (но не позднее последнего дня срока, в течение которого она должна была быть представлена)Письма ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807 ; Минфина от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309 ; Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть НДС, заявленный в декларации к возмещению, - в течение 3 лет со дня подачи этой деклараци ип. 1 ст. 176 НК РФ .

В какую ИФНС и как подать заявление

За возвратом или зачетом налоговой переплаты нужно обращаться в ИФНС по месту своего учет ап. 2 ст. 78 НК РФ .

По какому основанию вы должны состоять в ИФНС на учете, в НК РФ не конкретизировано. Поэтому можно сделать вывод, что обратиться за зачетом (возвратом) переплаты можно в любую ИФНС, в которой вы стоите на учете, независимо от того, по месту нахождения какой ИФНС произошла переплата. И например, в случае переплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения можно по своему выбору обратиться или в ИФНС по месту нахождения головной организации, или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделени яПисьмо ФНС от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939 ; Постановление ФАС МО от 14.10.2011 № А40-99747/10-4-476 .

Так ли это, мы уточнили у специалиста налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если переплачен налог по месту нахождения обособленного подразделения, то организация имеет право выбора, куда ей обратиться за возвратом (зачетом) суммы излишне уплаченного налога: или в ИФНС по месту нахождения организации, или в ИФНС по месту нахождения подразделени я” .

Если вы стоите на учете в нескольких инспекциях, то за зачетом или возвратом переплаты лучше обращаться в ту ИФНС, по месту которой был излишне уплачен налог. А если переплату самостоятельно выявила одна из инспекций, прислав вам извещение, то этой ИФНС и нужно адресовать ваше заявление о зачете (возврате)Письмо Минфина от 12.07.2010 № 03-02-07/1-315 .

Образец заявления на зачет и возврат налога см.:

Форма заявления на возврат или зачет налоговой переплаты произвольная. Его можно подать или на бумаге, или в электронном виде с усиленной квалифицированной подпись юпп. 4 , 6 ст. 78 НК РФ . К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату. Это копии платежек и деклараций.

В какой срок ИФНС должна принять решение

Она обязана это сделат ьп. 6 ст. 6.1 , пп. 4 , 8 ст. 78 НК РФ :

  • <если> по предложению налогового органа проводилась сверка расчетов с бюджетом - в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки;
  • <если> сверка не проводилась - в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления (например, когда вы его подали на основании полученного от ИФНС извещения о наличии переплаты);
  • <если> вы подали заявление на основании декларации (одновременно с ней или до окончания ее проверки) - в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки декларации или истечения 3-ме -сячного срока, отведенного на такую проверк у ; Письмо Минфина от 03.07.2013 № 03-02-08/25502 . Правда, Президиум ВАС указывал, что сроки возврата (зачета) предусмотрены в ст. 78 НК РФ лишь для тех случаев, когда на момент получения заявления от плательщика размер переплаты уже установлен налоговым органо мп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98 . Из этого можно сделать вывод, что когда заявление подается на основании декларации, то 10-днев -ный срок на принятие решения о зачете или возврате вообще не применяется. Ведь факт переплаты нужно еще проверить.

Поэтому мы уточнили у специалистов ФНС, в какой срок по окончании камеральной проверки (либо 3-ме -сячного срока, установленного для ее проведения) ИФНС должна принять решение о зачете - сразу же (то есть не позднее чем на следующий день) или же в течение 10 рабочих дней.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В ситуации, когда заявление на возврат (зачет) излишне уплаченного налога подано на основании налоговой декларации, срок на принятие налоговым органом решения о возврате (зачете) налога составляет 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки этой декларации либо со дня окончания 3-ме -сячного срока, отведенного для проведения такой проверки, - в зависимости от того, какой срок наступит ране е” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О принятом решении ИФНС должна сообщить вам в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ ; приложение № 7 к Приказу ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ .

Если вы хотите зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей по другому налогу того же вида, то заявление о зачете нужно подавать как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты этого другого налога, а лучше - еще более заблаговременно. Ведь если ИФНС примет решение о зачете позже срока уплаты налога, то со дня, следующего за днем уплаты этого другого налога, до даты решения о зачете будут начислены пен и

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
  • До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

    С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
  • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
  • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
  • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.
  • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
  • Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

По налоговым платежам, различным сборам и взносам может возникнуть не только недоимка, но и переплата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В случае уплаты большей суммы, чем положена по закону, переплату можно засчитать в счет будущих платежей.

Также можно использовать эту сумму для погашения недоимки, штрафов или пеней по другим налогам. В любом случае надо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете.

Что это такое

Причины переплаты по налогам (сборам, взносам) могут быть самими разными.

Иногда это просто ошибки бухгалтеров самой организации, в других случаях налоговая из-за технических накладок успевает дважды взыскать одну и ту же сумму и т.д. В любом случае у плательщика налогов (сборов, взносов) образуется переплата.

По желанию налогоплательщика излишне уплаченную сумму можно зачесть в счет будущих платежей или штрафов, пеней, недоимок по другим налогам.

Перед тем как подавать заявление о зачете имеет смысл провести сверку с налоговой и убедиться в действительности факта переплата и его фиксации.

Если к ней привела ошибка налогоплательщика в расчетах, то обычно следует подать предварительно уточненные налоговые декларации и только потом начинать процедуру зачета переплаты.

Иногда налоговая служба в ходе проверки сама может обнаружить факт переплаты. В этом случае налогоплательщику обязательно высылается уведомление в течение 10 дней, и он также может реализовать свое право на зачет переплаты.

Если же у налоговой есть только предположения о переплате, то она может настоять на проведении сверки по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов с налогоплательщиком.

Совет. Регулярная сверка данных по платежам с налоговой инспекцией позволяет решать вопросы с переплатой значительно быстрее.

Налогоплательщик может в любой момент запросить соответствующие данные из налоговой инспекции в электронном виде или на бумажном носителе, обратившись с соответствующим заявлением.

Причина, по которой возникла переплата, не играет никакой роли при принятии решения о возврате или зачете переплаты. Главное это то, что она действительно существует.

Иногда налоговая служба принимает решение о зачете переплаты без всяких заявлений со стороны налогоплательщика.

Это может возникнуть, если он допустил переплату по одним налогам, но остался, наоборот, должен государству по другим обязательным платежам того же уровня.

Право налоговой проводить такие зачеты зафиксировано законодательством, и налогоплательщику нет смысла оспаривать подобные решения – все равно никакого результата добиться от разбирательства не получится.

Действующее законодательство

Возможность проведения зачета переплаты в счет будущих платежей, недоимки и т.д. предусмотрена ст. 78 НК РФ.

Она же устанавливает возможность налоговых органов в некоторых случаях проводить такую операцию, даже при отсутствии заявления от налогоплательщика.

Важно! Приказ ФНС РФ №ММВ-7-8/182@ указывает на необходимость использования составления заявления определенной формы КНД 1150057.

Составить документ в свободной форме в данном случае нельзя. Он просто не будет принят специалистами налоговой службы.

Куда предоставлять документы

Заявление о зачете переплаты следует подавать в налоговую службу.

Организации должны подавать его в ИФНС по месту нахождения, а ИП и простые физические лица — по месту регистрации (жительства).

Допускается также подать документы в электронной форме через ЛК налогоплательщика на сайте ИФНС или специализированные программные средства.

В последнем случае надо будет подписывать документ соответствующей электронной подписью.

Рассмотрим основные варианты подачи заявления на бумажном носителе:

Если документы направляются в ИФНС лично или через представителя, то следует обязательно получить на экземпляре организации отметку о получении заявления с указанием конкретной даты.

Это позволит в дальнейшем контролировать соблюдение сроков рассмотрения документа, указанных в Налоговом кодексе, и при необходимости подавать соответствующие жалобы руководству или в вышестоящий налоговый орган.

Срок рассмотрения

Стандартный срок рассмотрения заявления о зачете суммы переплаты — 10 дней. И увеличить его не могут.

За это время сотрудники налоговой инспекции должны проверить документы, провести, при необходимости, сверку и принять соответствующее решение.

Важно! Подать заявление о зачете переплаты можно только в течение 3 лет с момента ее возникновения.

После истечения этого срока обращаться с подобным заявлением становится фактически бессмысленно. В просьбе просто откажут или даже не будут принимать заявление.

Можно ли вернуть переплату

Зачет возможен только в счет налогов соответствующего уровня и не всегда является целесообразным для налогоплательщика, например, если сумма переплаты достаточно большая.

Нужно знать, что у него есть полное право потребовать от налоговой службы осуществить возврат переплаты на счет в банке.

В этом случае несколько изменится форма , а в остальном порядок действий останется фактически таким же.

Замечание. Некоторые налоговые инспекции предпочитают проводить именно возврат, а не зачет переплат.

Налогоплательщик может согласиться с налоговым инспектором по этому вопросу или настоять именно на зачете средств по своему желанию.

Осуществляется возврат средств значительно дольше. Заявление в этом случае могут рассматривать уже до 30 дней.

Только при подтверждении факта переплаты, а также ее размера просьба будет удовлетворена.

Производится возврат переплаты только на счет в банке. Вернуть средства наличными нельзя.

В налоговых инспекциях просто не существует даже ответственных лиц за работу с наличными средствами.

Правом на возврат вместо зачета переплаты могут пользоваться все налогоплательщики. Независимо от того являются они организациями, ИП или простыми физическими лицами.

Видео: новые формы заявлений о возврате и зачете налогов

Заявление о зачёте излишне уплаченного налога в счет будущих платежей

Обнаружив факт переплаты, и подтвердив его, нужно обязательно обратиться в налоговую службу с заявлением о зачете переплаты.

Оно подается по строго определенной форме. Скачать бланк документа можно .

Организациям и предпринимателям потребуется заполнить только первую страницу этого заявления.

Физическому лицу потребуется также заполнить и вторую сторону, но только если на первой не был указан ИНН.

Рассмотрим, какая информация должна быть указана в заявлении:

Важно! Любое заявление на бумажном носителе должно быть подписано, независимо от того заполняется бланк на компьютере или от руки.

Подпись должна быть поставлена лично лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Если документ подписывает представитель, то следует поставить в нем также данные доверенности.

После получения заявления сотрудник налоговой службы на экземпляре заявителя должен поставить подпись, Ф.И.О., дату получения заявления и присвоенный ему регистрационный номер.

Все данные также заносятся в информационную систему налоговой службы для упрощения и контроля за обработкой заявления.

Образец заполнения

Даже прочитав полную инструкцию полезно изучить пример заполнения заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога. Скачать его можно .

Использование образца исключит большинство возникающих вопросов и позволит снизить вероятность ошибок в документе.

Но, в любом случае, перед подачей заявления в налоговую инспекцию имеет смысл несколько раз проверить все приведенные в нем данные.

Это позволит избежать отказа в просьбе или зачисления переплаты в счет совершенно не того налога.

Какие правила

При подготовке заявления нужно учитывать, что зачет производится в соответствии с уровнями бюджета, куда платятся налоги.

Переплату по федеральным налогам может засчитать в счет платежей только по федеральным налогам, а также пеней и недоимок по ним.

Если переплата возникла по региональным налогам, то ее можно также засчитывать лишь в счет любых платежей по региональным (областным) налогам.

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).


Зачастую инспекторы взыскивают недоимку, не принимая во внимание имеющуюся у компании переплату. Однако суды в подобных ситуациях признают требования проверяющих неправомерными. Такие выводы содержатся в постановлениях федеральных арбитражных судов Дальневосточного от 06.02.09 № Ф03-5664/2008, Уральского от 12.08.08 № Ф09-5732/08-С3 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 12.12.08 № ВАС-15991/08), Поволжского от 24.04.08 № А72-6912/07 округов.

Какие платежи можно зачесть? Излишне уплаченные авансовые платежи, сборы, пени и штрафы, причем установленный порядок распространяется на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 НК РФ). Единственное исключение составляет государственная пошлина. Плательщик имеет право на ее зачет только в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ).

Обязательно ли зачитываемые налоги должны направляться в один бюджет? Некоторые налоговики на местах зачастую считают, что обязательно. Однако такой порядок был установлен до 1 января 2008 года (п. 5 ст. 78 НК РФ в преды- дущей редакции). На текущий момент такого ограничения нет. Минфин России и суды также неоднократно подтверждали это (письма от 02.10.08 № 03-02-07/1-387, от 02.09.08 № 03-02-07/1-387, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 02.07.08 № Ф08-3688/2008, Поволжского от 07.06.06 № А55-21623/2005 округов).

Заметим, переплата, возникшая до 1 января 2008 года, может быть зачтена в счет уплаты недоимки или предстоящих платежей по налогу того же уровня (письмо Минфина России от 18.08.09 № 03-02-07/1-401). Ранее инспекторы были против такого зачета.

Чем отличаются зачеты переплаты в счет предстоящих платежей и в счет погашения недоимки? В первом случае зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Во втором зачет производится налоговым органом самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ). Но только при условии, что размер задолженности был ранее сверен с налогоплательщиком (письма Минфина России от 02.10.08 № 03-02-07/1-387, от 02.09.08 № 03-02-07/1-387). При этом за налогоплательщиком сохраняется право на подачу соответствующего заявления.

Обязателен ли для зачета акт сверки? На практике без такого документа налоговики, как правило, не производят зачет. Хотя его наличие не является обязательным условием для подобной процедуры (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.05 № Ф04-566/2005 (8711-А27-33)).

В какой срок должен быть проведен зачет? Налоговый орган обязан принять решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня наступления одного из следующих событий (подп. 4 п. 5 ст. 78 НК РФ):

  • получения заявления налогоплательщика, но не ранее завершения камеральной проверки (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98);
  • подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;
  • вступления в силу решения суда.

Может ли правопреемник зачесть переплату, сформированную у реорганизованной компании? В силу пункта 10 статьи 50 НК РФ сумма переплаты в этом случае подлежит возврату правопреемнику, зачет возможен только при наличии недоимки.

Между тем, по мнению Минфина России, такая процедура возможна и в других случаях, поскольку положения статьи 50 НК РФ не содержат запрета на ее проведение (письмо от 01.07.09 № 03-02-07/1-333). Чиновники сослались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 29.06.04 № 2046/04. В нем указано, что фактически зачет является разновидностью или формой возврата переплаты. Таким образом, для реализации своего права правопреемнику необходимо лишь подать соответствующее заявление.

На практике провести зачет в порядке правопреемства нередко удается только в судебном порядке. Однако суды при их разрешении, как правило, выносят решения в пользу налогоплательщиков (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 10.05.07 № А42-5939/2006, Северо-Кавказского от 08.08.07 № Ф08-5021/2007-1895А округов).

Предусмотрена ли ответственность налоговиков за несвоевременный зачет? Формально - нет. Согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ, проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день начисляются только при задержке возврата сумм переплаты.

Но Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.02.07 № 11484/06 пришел к выводу, что аналогичная норма должна действовать и при несвоевременном зачете. В противном случае, по мнению суда, нарушается справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами налогоплательщиков и государства. Это решение было вынесено на основании предыдущей редакции статьи 78 НК РФ, однако спорные нормы с тех пор не изменились.

Заметим, что постановлений окружных судов, которые бы ссылались на упомянутое решение Президиума ВАС РФ, не так уж и много (к примеру, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 11.06.09 № А55-18329/2008, Московского от 10.12.07 № КА-А40/12581-07-П округов).

Если зачет произведен не вовремя по вине налоговиков, то правомерно ли начисление пеней по непогашенной недоимке? Некоторые инспекторы на местах считают такие действия вполне нормальными. Мол, пока недоимка не погашена, пени будут начисляться программой.

Но суды в подобных случаях решают по-другому: компании не должны платить за бездействие налоговых органов, поэтому начисление пеней неправомерно (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.07 № А19-26858/06-44-Ф02-3952/07).

Имеет ли право инспекция самостоятельно зачесть переплату в счет недоимки, по которой она пропустила срок взыскания? Прямого запрета в НК РФ нет, но Минфин России против такого самоуправства (письмо от 01.07.09 № 03-02-07/1-334). К аналогичному выводу пришел недавно и Президиум ВАС РФ (на момент выхода журнала номер постановлению еще не присвоен, определение ВАС РФ от 26.06.09 № ВАС-6544/09).

Заметим, иногда суды приходят к мнению, что подобную просроченную недоимку нужно вовсе списать с лицевого счета налогоплательщика (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.12.08 № Ф09-9799/08-С3).

Переплата по налогу В счет какого налога может быть зачтена переплата Комментарий «ПНП»
Федеральные налоги
НДС Налог на прибыль организаций Акциз НДФЛ ЕСН Единый налог при упрощенной системе налогообложения ЕНВД Налог на добычу полезных ископаемых Единый сельскохозяйственный налог Водный налог НДФЛ (п. 1 ст. 78, п. 3 ст. 13 НК РФ) Могут возникнуть сложности с зачетом. Минфин России высказал мнение, что сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику, не может быть зачтена в счет предстоящих платежей по НДФЛ, сумма которого удерживается из средств физического лица (письмо от 19.02.09 № 03-02-07/1-81). Однако положения статьи 78 НК РФ не содержат какого-либо запрета на проведение такой операции. Более того, пунктом 14 статьи 78 НК РФ прямо предусмотрено, что общие правила проведения зачета распространяются и на налоговых агентов. И ранее Минфин России с этим был согласен (письма от 21.10.08 № 03-02-07/1-412, от 02.10.08 № 03-02-07/1-387)
Налог на прибыль организаций (п. 1 ст. 78, п. 5 ст. 13 НК РФ) Возможность проведения зачета излишне уплаченных авансовых платежей в счет иных налогов кодексом прямо не предусмотрена. Однако на такую возможность указал ВАС РФ в информационном письме от 22.12.05 № 98. Ситуация с зачетом НДФЛ спорна
Акцизы (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 13 НК РФ)
НДС (п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 13 НК РФ) Зачет возможен, спорна только ситуация с зачетом НДФЛ
ЕСН (п. 1 ст. 78, п. 4 ст. 13 НК РФ) В части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на практике проблем с зачетом не возникает. Что касается сумм, направляемых во внебюджетные фонды, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, такой зачет не предусмотрен НК РФ. С другой стороны, из писем Минфина России от 19.02.09 № 03-02-07/1-81 и от 22.09.08 № 03-02-07/1-370 можно сделать вывод, что такая процедура возможна. Ситуация с зачетом НДФЛ спорна
Единый налог при упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 78, п. 7 ст. 12, подп. 2 п. 2 ст. 18 НК РФ) Спор может возникнуть при зачете единого налога при «упрощенке» и минимального налога, уплачиваемого при этом же спецрежиме (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). По мнению отдельных инспекций, такой зачет невозможен, поскольку единый и минимальный налоги зачисляются в разные уровни бюджетной системы. Но с 2008 года, после внесения изменений в статью 78 НК РФ, этот момент стал неважным. И единый, и минимальный налоги являются федеральными (п. 7 ст. 12, ст. 13, подп. 2 п. 2 ст. 18 НК РФ). Следовательно, авансовые платежи по «упрощенному» налогу могут быть зачтены в счет уплаты минимального налога (п. 14 ст. 78 НК РФ). Суды в этом вопросе на стороне налогоплательщиков (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.03.09 № Ф09-1207/09-С3, от 27.11.08 № Ф09-8879/08-С3, Высшего арбитражного суда РФ от 01.09.05 № 5767/05). Ситуация с зачетом НДФЛ спорна
ЕНВД (п. 1 ст. 78, п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18 НК РФ) Согласно пункту 7 статьи 12 НК РФ, специальные налоговые режимы предусматривают уплату федеральных налогов. Поэтому зачет вполне возможен. Однако на практике инспекторы на местах против проведения такой процедуры, поскольку ЕНВД вводится на территории муниципального образования решениями местных органов власти. Ситуация с зачетом НДФЛ спорна
Налог на добычу полезных ископаемых (п. 1 ст. 78, п. 6 ст. 13 НК РФ) Зачет возможен, спорна только ситуация с зачетом НДФЛ
Единый сельскохозяйственный налог (п. 1 ст. 78, п. 7 ст. 12, подп. 1 п. 2 ст. 18 НК РФ) Согласно пункту 7 статьи 12 НК РФ, специальные налоговые режимы предусматривают уплату федеральных налогов. Поэтому зачет возможен, хотя могут возникнуть такие же проблемы, как с ЕНВД. Ситуация с зачетом НДФЛ спорна
Водный налог (п. 1 ст. 78, п. 8 ст. 13 НК РФ) Зачет возможен, спорна только ситуации с зачетом НДФЛ
Региональные налоги
Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог Налог на имущество организаций (п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 14 НК РФ) Проведение зачетов по региональным налогам каких-либо проблем не вызывает. Даже если они подлежат уплате в бюджеты разных регионов (письмо Минфина России от 19.02.09 № 03-02-07/1-81)
Налог на игорный бизнес (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 14 НК РФ) Заметим, иногда компании пытаются провести зачет региональных налогов с налогом на прибыль в части, подлежащей перечислению в бюд-
Транспортный налог (п. 1 ст. 78, п. 3 ст. 14 НК РФ) жет субъекта Российской Федерации. Подобные заявления обусловлены тем, что до 1 января 2008 года зачеты сумм излишне уплаченных налогов проводились именно по уровням бюджетов (п. 4 ст. 78 НК РФ в предыдущей редакции). Но теперь такой зачет невозможен
Местные налоги
Земельный налог Налог на имущество физических лиц Земельный налог (п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 15 НК РФ) Организации являются налогоплательщиками только одного местного налога - земельного. Поэтому переплату по нему можно либо зачесть в счет предстоящих платежей по этому же налогу, либо вернуть
Налог на имущество физических лиц (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 15 НК РФ)
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!