Что такое имущественное неравенство. Появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине

Проблема имущественного неравенства, как в любой стране с рыночной экономикой, действительно сегодня весьма актуальна и в России. Рыночные механизмы ничем не ограничены, они ведут к концентрации доходов, капитала и собственности. Причем динамика роста уровня жизни в России стабильно растет.

Если в мире после гряды кризисных явлений совокупное личное богатство снизилось на целых 5%, то в России снижения не произошло. За последние пять лет экономика России выросла на 40%, увеличение реальных доходов населения составляет 10% в год. Если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то рост зарплаты бюджетников тоже имел значение.

Государство ведет большую работу по сокращению имущественного разрыва между бедными и богатыми и поиску золотой середины имущественного обеспечения, то есть формирование среднего класса и создание общества оптимального баланса. Достойный уровень жизни людей государство пытается обеспечить с помощью жилищных программ, бюджетных инвестиций в различные сферы социального обеспечения от медицины до образования, повышения пенсий и зарплат.

Большие средства выделяются на решение квартирного вопроса, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье и семейное благополучие человека. Все заметнее становится процесс достижения оптимального уровня неравенства, который не душит инициативу и побуждает людей к труду и более эффективному поиску в жизни. И главное, не порождает огромной массы населения, живущей на грани нищеты без возможности получить хорошее образование, поддерживать на должном уровне здоровье, открыть свой бизнес. Коэффициент «нормального» уровня неравенства для России, как считают социологи, будет оптимальным при 7–10%, в этом случае соотношение окажется благоприятным для экономики и для воспроизводства и сохранения человеческого потенциала.

Сегодня же социально-имущественный разрыв зашкаливает по разным источникам за 50 и более проце нтов. Доходы состоятельных россиян зачастую в сто раз превышают уровень бедных слоев населения, в России 101 миллиардер, 160 тысяч человек с годовым доходом более 1 млн. долларов, 440 тыс. человек получают более 100 тыс. долларов в год, а 18 миллионов россиян выживают на 5 долларов в день. При этом можно особо отметить фактор относительной бедности россиян. За счет большого разрыва между доходами богатых и бедных в России появилась так называемая «субъективная беднота» – это люди, которые считают себя бедными по сравнению с олигархами, хотя на самом деле таковыми не являются. В России нищими себя ощущают 40% россиян. Это в основном родители, которые не могут обеспечить будущее своих детей: купить им квартиру, заплатить за обучение и так далее. И хотя пропасть между самыми богатыми и бедными слоями населения огромна, в стране при этом практически никто не голодает, создается социальный минимум для всех.

Говоря об особенностях социального расслоения в России, следует учитывать также территориальный фактор. Если в Москве концентрация населения с высоким уровнем доходов, то в глубинке и в сельской местности наблюдается более низкий уровень жизни из-за неразвитости производства и дефицита высокооплачиваемых рабочих мест. Статистика показывает, что коэффициенты вариации показателей – доходов населения, бюджетной обеспеченности – зависят от региона, от того, насколько успешно там проводится бюджетная политика. Региональное неравенство в России обусловлено географическим фактором и связано с текущей политикой, препятствующей развитию крупнейших агломераций. Они не развиваются по целому ряду причин: из-за транспортных проблем, проблемы рынка жилья. Люди мигрируют туда, где есть экономические перспективы – в крупные города, из районных центров в областные, а оттуда в мегаполисы. Концентрация значительной части населения в крупнейших агломерациях, жизнь в которых будет примерно на одном уровне, значительно решает проблему неравенства. Чем проще людям уехать туда, где есть работа, где они будут востребованы, тем проще неравенство смягчается.

Но при этом надо развивать промышленность в регионах, повышать и там уровень жизни, открывая новые бизнес-проекты (курортные зоны, заповедники, аграрные предприятия и т. д.) У капитала также должна быть возможность быстро войти на рынок и, соответственно, быстро уйти из неперспективных направлений. Можно смягчать неравенство и через бюджетное обеспечение. В последние годы особое значение придается экономическому возрождению регионов, созданию там промышленной инфраструктуры.

На сегодняшний день 70 регионов с учетом методических рекомендаций Минтруда разработали свои региональные программы. В 2014-2016 гг. на их софинансирование государство выделяет 9 млрд. рублей. При этом упор делается на улучшение демографии в этих регионах и создание условий для дошкольного и школьного образования, медицинского обслуживания. Из федерального бюджета дополнительно выделено 50 млрд. рублей на модернизацию системы дошкольного образования. Также предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в сумме 437,9 млн. рублей на выплату единовременного пособия семьям-усыновителям с 1 января 2013 года.

Важным является и проведение в России политики диалога между властью, бизнесом и обществом, развитие социального партнерства. Сегодня власть делает все, чтобы будущее человека труда в нашей стране было оптимистичным. Выполняются социальные гарантии, день в день выплачивается зарплата и пенсии, поддерживаются молодые семьи. Кто хочет учиться – учится, кто хочет работать – работает. В этом плане Россия – лидер современного мира. В отличие от многих стран, нынешнее руководство России не пускает проблему на самотек, на ее саморазрешение с помощью «невидимой руки» рыночного механизма. Делается максимум возможного, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения с помощью бюджетных ресурсов. И сейчас главная задача правительства – заставить богатые слои помогать бедным, используя ряд налоговых инициатив. Главным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения, но не по заработной плате, а по совокупным доходам, иначе мы ударим по всему работающему населению. Как известно, в России с общего фонда оплаты труда отчисляются 26% единого социального налога, 13% подоходного налога берется непосредственно с зарплаты сотрудника. Итого 39% – почти половина заработанного – уходит на налоги. В Европе налоги на доходы составляют в среднем 50%, а в Норвегии вообще 80%, благодаря чему им и удается достичь в определенном смысле социальной гармонии. При этом надо осознавать, что в России реальная налоговая нагрузка на богатых, живущих на «рентные» доходы, в несколько раз меньше, чем на получающих зарплату! В связи с этим в России просто необходима государственная программа, снижающая экономическое неравенство. Одним из способов возможного регулирования доходов является налог на роскошь, о введении которого так много говорят в последнее время, а также эффективное расходование бюджетных средств на социальные программы и жесткая борьба с коррупцией.

Оглашая 13 июня Бюджетное послание, глава государства Владимир Путин еще раз подчеркнул важность принципа эффективного расходования бюджетных средств, чтобы каждый государственный рубль работал по назначению и способствовал повышению экономического роста и благосостояния российского народа.

Путин поручил Правительству на этапе подготовки бюджета еще раз проанализировать госпрограммы, определиться с приоритетами, обеспечить соответствие поставленных целей и реальных бюджетных возможностей. В частности, по его словам, «должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития». Президент считает, что основные резервы необходимо искать также методом структурных реформ в социальной сфере, установив акцент на адресный характер социальной поддержки.

Несомненно, Правительству и законодателям при подготовке бюджета на ближайшие три года необходимо готовиться к непростому периоду, который начнется с 2016 года. И уже сегодня следует проводить мероприятия по определению первоочередных обязательств, перенаправлению ресурсов в те обязательства государства, которые определены в указах президента.

Определены также меры по стабилизации бюджетной политики: это и перекрытие каналов по переводу прибыли в оффшоры, и повышение качества налогового администрирования, и привлечение зарубежных инвестиций. «Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши», – считает глава государства. Все эти меры должны дать реальный результат. Бюджет обязан работать на благо людей. В.В.Путин неоднократно подчеркивал: «Социальная политика имеет несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта».

Хочу особо отметить, что нынешний бюджетный план верен традиции предыдущих российских бюджетов и направлен на социальное обеспечение граждан и поддержку их достойного уровня жизни. Закон о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014–2015 годов предполагает рост госрасходов на социальную политику. В 2013 году они составят 3,963 трлн. руб., а в 2014-м возрастут до 4,113 трлн. руб., затем до 4,559 трлн. руб. в 2015 году. Сегодня уже никто не сможет отрицать факт, что в России сейчас на исторически самом низком уровне находится безработица, наблюдается довольно высокая занятость, и ресурс в виде экономически активного населения задействован довольно полно. Социальное страхование также находится на достойном уровне. Пенсии по старости вырастут в 2013 году на 10,5%.

Запланирована индексация пособий и других выплат. Так, средства материнского капитала будут проиндексированы и составят почти 409 тыс. рублей, а к 2015 году увеличатся до 450 тыс. рублей. При этом значительный рост средств предусмотрен на поддержку семьи и детства. Так, с 1 января 2013 года выплаты при рождении ребенка осуществляются в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, поддержку смогут получить более 50 субъектов РФ. В свою очередь, на выплату пособий по уходу за ребенком, обеспечение жильем детей-сирот, а также на единовременные выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей будет выделено 219 млрд. рублей. С 1 сентября 2013 года на 5,5% также увеличится стипендиальный фонд студентов, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов, а в последующие два года общий рост составит еще 10%. В ходе рассмотрения проекта бюджета во втором чтении депутаты также приняли поправку о выделении дополнительных средств в 135 млн. рублей на предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и другим некоммерческим объединениям.

Работая над бюджетами государства в том числе в кризисные 2008-2010 годы, я всегда отмечал принципиальную линию руководства страны на сохранение социальных приоритетов в бюджетном планировании. Делалось все возможное, чтобы не пострадали дети, инвалиды, ветераны. И последние статистические факты об этом красноречиво свидетельствуют. В 2012 г. численность безработных снизилась на 700 тыс. чел., а реальные располагаемые доходы граждан увеличились на 3,6%, по сравнению с 2011 г. Основными причинами этого стало рекордно высокое (на 9,4%) повышение реальной заработной платы, а также замедление темпов потребительской инфляции.

Надо признать, что на ближайшие годы остается актуальным поиск оптимального баланса между необходимостью решать вопросы модернизации страны и сохранением макроэкономической стабильности. Сформированное в мае 2012 г. новое правительство России столкнулось с крайне сложной задачей в сфере бюджетной политики: предстояло, с одной стороны, обеспечить выполнение социальных обещаний, а с другой – не допустить разбалансировки бюджетной системы. В то же время нельзя отказываться ни от повышения расходов на оборону, ни от высокозатратных имиджевых проектов, включая проведение многочисленных международных спортивных мероприятий: Универсиада-2013 в Казани, Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, чемпионат мира 2018 г. по футболу. И потому это будет бюджет компромисса экономических, политических и социальных целей, и их достижение потребует немало средств и усилий со стороны государства, и естественно, на пути их достижения нас подстерегает немало разного рода рисков. Прежде всего, надо учитывать объективный фактор, связанный с возможным замедлением роста и рецессией мировой экономики, сохраняющейся зависимостью российской экономики и бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов, возможным снижением конкурентоспособности отечественной продукции в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Контроль государственных расходов, гибкая налоговая политика, поддерживающая социальную стабильность и уравновешивающая доходы граждан, и борьба с коррупцией – вот, пожалуй, основной инструментарий в решении социальных вопросов и выравнивании имущественного неравенства.

В последнее время принимаются антикоррупционные действия против ряда госкорпораций и высокопоставленных чиновников, пойманных на воровстве и взятках из госказны. В мае этого года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, который обязывает парламентариев и чиновников избавиться от зарубежных активов. В течение трех месяцев госслужащие должны закрыть счета в зарубежных банках, продать ценные бумаги иностранных компаний и разобраться с иными своими активами.Не секрет, что новая мера еще на стадии подготовки законопроектов была болезненно воспринята частью чиновников и членов Федерального Собрания. Ведь среди них встречаются люди, мягко говоря, не бедные.

Сразу оговорюсь, что это вовсе не означает, что их состояния нажиты нечестным путем, ведь и в парламенте, и в министерствах много людей успешных, до перехода на госслужбу проявивших себя в сфере предпринимательства. Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что человек, добившийся определенных достижений в бизнесе, способен проявить себя и на службе государству. Однако есть госслужащие, состояние которых не просто достаточно велико, но еще и трансгранично. Для них принятие закона о «национализации элиты» стало своего рода точкой бифуркации – пришлось делать выбор, что предпочесть – заграничные авуары или службу стране на должности, которую многие из них зарабатывали с трудом и «приближали» долгими усилиями.

Закрытие счетов в зарубежных банках или налоговое наступление на избыточную роскошь – реалия для них крайне болезненная. Некоторые депутаты и чиновники уже пошли по пути отказа от мандата или увольнения с занимаемой должности, многие только готовятся. Этот процесс серьезно «проредил» Совет Федерации, который покинули уже четверо сенаторов, в основном из списка Forbes. Не исключено, что к ним еще присоединятся другие. Это понятно – пост сенатора в течение длительного времени рассматривался как статусный для богатых бизнесменов, притом дарующий иммунитет. Но есть и те, кто готов поступиться своими активами ради социальной стабилизации в стране. Член Совета Федерации от Дагестана Сулейман Керимов – один из богатейших людей России – еще до подписания соответствующего закона свой выбор сделал в пользу государственной службы. Надо сказать, что Керимов на сегодня замыкает двадцатку российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием в 7 млрд. долларов, но с 2008 г. представляет в сенате Республику Дагестан и с тех пор прекратил занятия предпринимательской деятельностью, передав свои активы, в том числе зарубежные, в управление трастовым компаниям. И вот сегодня он решил отказаться от заграничных активов в пользу государственной деятельности.

Еще одной из действенных мер против избыточной роскоши можно назвать законопроект «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части повышения налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств). Предлагается с 1 января 2014 установить повышающий коэффициент к базовым ставкам транспортного налога в отношении дорогостоящих транспортных средств. Для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться коэффициент 2. Для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3. Этот законопроект, социальная сущность которого очевидна, решает две взаимосвязанные задачи. Во-первых, его реализация пополнит бюджеты регионов, которые сегодня крайне нуждаются в средствах.

А во-вторых – и именно в этом я вижу главную задачу законопроекта, – он направлен на утверждение нового понимания социальной справедливости. Поддержав законопроект, Государственная Дума даст ясный сигнал, что в нашем обществе не приветствуется так называемое престижное потребление. Нравственно недопустимо нарочито демонстрировать свое богатство, когда значительная часть россиян еще бедствует. Надеюсь, что этот сигнал будет услышан и воспринят нашими состоятельными гражданами. Правительство в ближайшее время внесет предложения, касающиеся дорогой недвижимости, больших земельных участков, где тоже будет повышенное налогообложение. Это еще сотни миллионов, если не миллиарды рублей. Депутаты уверены, что средства, полученные в результате введения налога на роскошь, следует использовать строго по целевому назначению, направив их на поддержку воспитанников детских домов, вступающих в самостоятельную жизнь. Это будет правильно, прежде всего, с точки зрения морали, нравственности, укрепления духовных скреп в нашем обществе.

Отмечу и законопроект, усиливающий ответственность за коррупционные преступления и хищения бюджетных средств. Изменения вносятся в УК, УПК и закон о соответствии расходов лиц, занимающих государственные должности. Вводится понятие коррупционного преступления и усиливается ответственность за хищение средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций. Максимальное наказание – от 8 до 15 лет лишения свободы.

Очень важен законопроект, который закроет «финансовую прачечную» по отмывке «грязных денег», принятый Госдумой в третьем чтении – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Норматив направлен против легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных дивидендов. Законопроектом дается право отказать административным органам в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления недостоверных сведений о фирме и роде ее деятельности. Вводятся также положения о материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство. Также в Налоговый Кодекс РФ вносятся изменения, обязывающие банкисообщать налоговым органам сведения об открытии и закрытии счетов (вкладов) физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, изменении реквизитов.

Немало споров среди экспертов вызвали новые нормы, отраженные в федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности», согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на основании решения суда получают право доступа к информации, содержащей банковскую тайну.

В Уголовный Кодекс РФ вводятся положения, предусматривающие конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, корректируются нормы о противодействии незаконному вывозу капитала за границу. Наконец, законопроектом усиливается административная ответственность за сокрытие или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ. Банки получают право расторгать договор банковского счета (на данный момент банк может сделать это только через суд) с уведомлением об этом клиента (изменения вносятся в статью 859 ГК). Внесены уточнения и изменения в ряд статей Уголовного кодекса, предусматривающих наказания в сфере легализации преступных доходов, уклонения от репатриации денежных средств.

Приняты нормативы по поводу декларирования недвижимости, подлежащего обязательной проверке. Рассматривается пакет законопроектов, запрещающий госслужащим хранить деньги в зарубежных банках и покупать акции иностранных эмитентов. Также запрет коснется супругов и несовершеннолетних детей чиновников. Введено декларирование доходов и наиболее важных расходов для всех государственных служащих. Россия присоединилась к целому ряду международных антикоррупционных конвенций.

Уверен, что пока не будет решена задача снижения , создать равные возможности для всех россиян будет невозможно. Без сильного государства мы не выживем в этом мире.

Подготовил Василий ТРЕСКОВ

ВАСИЛЬЕВ Юрий Викторович, председатель подкомитета Госдумы по взаимодействию со Счетной палатой РФ

Дата публикации: 17.10.2012

Ни для кого не секрет, что в России существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Почему одни люди становятся миллиардерами, а другие - бедняками? Почему положение дел, касающееся имущественного неравенства, всё хуже и хуже? Как можно улучшить ситуацию в России?

Невесёлая статистика

Ежегодно швейцарский банк Credit Suisse делает доклад, касающийся экономического и социального развития стран мира (Global Wealth Report). В этом году в РФ отмечается ещё больший разрыв между богатыми и бедными людьми. По статистике, около 100 миллиардеров контролируют треть всех активов России. При этом количество долларовых миллиардеров у нас очень большое (4-е место, после США, Германии и Великобритании).

Не нужно быть гением, чтобы понять плохое социально-экономическое положение граждан. При этом в большинстве цивилизованных стран доминирует средний класс, что логично. В России же количество людей за чертой бедности больше, чем количество людей среднего и богатого класса вместе взятых.

Интересный факт: количество долларовых миллионеров в России крайне мало по сравнению с другими странами. В России около 2000 человек имеют больше 50 миллионов долларов. А в США таких - 40 000. Такое распределение денег между социальными классами как в России, характерно для развивающихся стран типа Индии, Бразилии, Мексики и т.д.

Европейские аналитики характеризуют имущественное неравенство в России как «пародию». Предполагалось, что за время переходного периода, В России наладится система социальной защиты, эффективная экономика и трудовое законодательство. Вместо этого, положение дел в России, касающееся имущественного неравенства, с каждым годом лишь ухудшается.

Кто виноват

На самом деле, ситуация в России могла бы быть и куда хуже. Западные аналитики не учитывают тот факт, что у России были плохие стартовые условия. Сразу после развала Советского Союза, Россия начала накапливать капитал. Это необходимо для поддержания экономического строя. У большинства европейских стран на первоначальное накопление капитала уходило сотни лет. Россия же пока молодое государство.

Единственный способ быстро накопить капитал и экономическую основу, необходимо настроить экономику на формирование экспортно-сырьевой экономики. Как бы ни ругали нефть, без её продажи Россия была бы на низком уровне развития. Нефтяная игла нужна для поддержки жизни. А из-за особенностей экспортно-сырьевой модели, формируется аппарат сырьевой олигархии. При этом большое количество людей остаётся незадействованным в данной сфере. Вот поэтому и создаётся такой разрыв между богатыми и бедными. Однако, это всё равно не правильно…

Система сейчас такова, что добыча сырья позволяет быстро и эффективно формировать фонды денежных средств. Государство должно хорошо контролировать данную сферу, а потому оно максимально воздействует на сырьевой рынок.

Как долго это будет продолжаться

Государству нет смысла менять существующую экспортно-сырьевую систему. До тех пор, пока в России есть нефть, и до тех пор, пока цена на сырьё держится стабильно, Россия не будет менять существующую систему. Если же случится так, что нефть упадёт в цене или закончится, то Россия начнёт экстренно менять экономико-социальную модель государства. Вот тогда имущественное неравенство начнёт приходить в баланс богатых и бедных. Но меняться система будет долго и с «жертвами».

Если Россия перестанет добывать/продавать нефть, то в стране начнётся дичайшая нехватка денежных средств. Отсюда инфляция и прочие радости. В результате произойдёт так, что спустя 20 - 50 лет долгих мучений экономика наладится. Отсюда вытекает следующий вопрос: «Готовы ли жители страны к такому?» «Осмелится ли государство сломать плохую систему (но всё-таки систему), чтобы потом создать хорошую (но с долей риска)?»

Что нужно делать

Самый разумный подход - это начать вносить изменения уже сейчас (а лучше уже вчера). Россия пытается развивать сельское хозяйство, промышленность, инновации и т.д. Только вот результатов мы не видим.

России может существенно помочь прогрессивное налогообложение. Т.е. налоговая ставка растёт в соответствии с вашим заработком. Тогда богатые будут платить крупные налоги, а бедный и средний класс будут платить небольшие налоги. Так можно немного сбалансировать систему. В некоторых странах прогрессивное налогообложение позволило сделать средний класс основой общества. Однако не нужно наивно полагать, что такое налогообложение будет панацеей от российского имущественного неравенства.

В итоге, приходим к выводу, что имущественное неравенство будет сохраняться до тех пор, пока в России существует экспортно-сырьевая система. Но не нужно грустить по этому поводу. Сейчас складываются либеральные условия трудоустройства. Это значит, что каждый может быть частью среднего класса. Для этого достаточно упорно трудиться и работать.


Последние советы раздела «Общество»:

Полезные советы по получению ипотеки на квартиру: подготовительный этап
Что такое материнский капитал в 2018 году

В процессах мирового производства важное место принадлежит распределению доходов, поступающих в распоряжение домашних хозяйств. Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли - децпли и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации

Покупательной способности населения.

Межстрановые уровни доходов. В 80-90-е годы произошли изменения в распределении доходов по группам мирового населения. Верхние пять децилей повысили свою долю в доходах, главным образом, благодаря быстрому росту доходов в КНР и Индии, учитывая их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлялись. В начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и Бангладеш.

В связи с уменьшением доходов на душу населения шестая-девятая децили уменьшили свои доли. Седьмая дециль, включающая население стран со средним уровнем дохода, главным образом стран Латинской Америки, потеряла примерно один пункт. В девятой дециле сосредоточено население нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась на три пункта - с 27 до 24%.

Нижний дециль богатого мирового населения увеличил свою долю в доходе в связи с относительно высокими темпами экономического роста в США.

В целом верхние и нижние децили увеличили свои доли, а передние группы - сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на значительный рост в пяти верхних группах мирового населения доход на душу населения там не превышает 10% от среднемирового уровня, и только 1,25% дохода на душу населения в верхней группе (табл. 16.1).

По другим подсчетам, при делении мирового населения на пять групп по 20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась с 1965 по 1990 гг. до. 83%. Доля других квинтелей сократилась. В 1965 г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз больше дохода в низшем квинтеле, а в 1994 г. - в 78 раз больше. Для сравнения отметим, что совокупный доход 582 млн жителей наименее развитых стран, входящих в верхний дециль, почти в 8 раз меньше совокупного богатства 200 самых крупных миллиардеров, оценивавшегося в 1135 млрд долл. в 1999 г.

Одним из способов анализа личного дохода является построение кривой Лоренца (рис. 16.1). На горизонтальной оси располагают получателей дохода по долевым группам по отношению ко всему населению - обычно в децилях или квинтелях. На вертикальной оси откладываются доли общего дохода, получаемые каждой группой. Конец каждой оси равен 100%, и они равны. График заключается в квадрат, и из нижнего левого угла к верхнему правому проходит диагональ. На каждой точке диагонали процент полученного дохода равен доле получающего его населения. Это линия равенства в распределении дохода. Каждой процентной группе получателей дохода достается точно такой же по величине процент общего дохода (рис. 16.1).

В мире нет ни одной страны, в которой существовало бы полное, идеальное равенство в распределении дохода, поэтому кривая Лоренца всегда расположена правее диагонали, идущей из нижнего левого угла. Чем неравномернее распределяется доход между процентными группами населения, тем сильнее изогнута кривая Лоренца в сторону горизонтальной и правой вертикальной осей.

Чаще всего относительное неравенство в доходах показывается в виде коэффициента Джини, или коэффициента концентрации Джини. Он может быть подсчитан путем деления площади межу диагональной линией и кривой Лоренца на площадь половины квадрата, в которой лежит данная кривая. Коэффициент Джини представляет собой совокупный, агрегированный показатель и может изменяться от 0 до 1. Показатель, равный нулю, означает полное равенство населения в распределении доходов, в то время как показатель, равный единице, означает полное неравенство в распределении доходов. Таким образом, чем выше величина коэффициента Джини, тем больше уровень неравенства в распределении доходов в стране. В странах с неравномерным распределением доходов коэффициент колеблется в пределах от 0,5 и выше, а в странах с относительно равномерным распределением доходов - от 0,20 до 0,35.

Показатели коэффициента Джини, так же, как и сравнение долей дохода, приходящиеся на десятые, пятые части населения, показывают увеличение разрыва в распределении мирового дохода. В 1960 г. он составлял 0,44, в 1989 г. - уже 0,55.

Имущественное неравенство в подсистемах. Градация получателей доходов показывает значительно более глубокое имущественное неравенство в развивающихся и восточно-европейских, чем в западных странах. Разрыв между беднейшими и богатейшими 20% населения в западных странах составляет шесть раз, а в развивающихся странах - почти десять раз. В 90-е годы разрыв между беднейшими и богатейшими

Группами несколько сократился в промышленно развитых странах, а в развивающихся остался на прежнем уровне.

В развитых странах в течение длительного исторического периода произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в распределении богатства. В странах Латинской Америки неравенство в распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды более глубокое, чем во всех развивающихся странах. На долю самых бедных 20% населения приходилось 3-2,5% доходов, а самых богатых 5% населения - 30-33% доходов, т. е. разрыв составлял 11-12 раз. В 90-е годы во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии - в 26 раз, а децилей - в 53 раза (1996 г.). Такие же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В целом, общие направления изменений в распределении доходов в развивающихся странах не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем начинает сглаживаться.

Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет имущественного положения значительной части населения. Неизменная или понижающаяся доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире. Экономическая политика, основанная на растущем неравенстве в распределении доходов или сохранении подобного положения, противоречит развитию.

Раньше в отдельных концепциях утверждалось, что большее неравенство в доходах может оказывать положительное влияние на экономический рост путем перераспределения дохода в пользу богатых, которые сберегают его, а бедные нет. Эта точка зрения исходит из того, что более высокий рост может быть достигнут ценой большего неравенства.

Практический опыт уже давно показал, что меньшее неравенство может увеличивать эффективность производства и экономический рост. По мере сокращения разрывов в доходах решаются проблемы обеспечения здравоохранения и образования рабочей силы

С переходом к соседской общине начинает разрушаться эгалитарное общество, то есть общество равенства. Именно в этот период начинает появляться имущественное неравенство - имущественная дифференциáция . Имущественное неравенство означает различие в количестве богатств. При этом все общинники обладали одинаковым социальным статусом.

Основу для имущественного неравенства - имущественной дифференциации создаёт переход к индивидуальному хозяйству. Каждая большая семья получала доход только со своего земельного надела. Урожай мог быть разным. Причины этого таковы:

1. Люди имеют разные способности. Каждый работал, как мог. Один - талантливый, умелый, другой - нет; один старается, другой -ленится; один - молодой, другой - в возрасте; один - полон сил, другой - слабый или больной.

2. Половой состав работников семьи. При плужном земледелии нужна мужская рабочая сила. Если в семье много мужчин - они могут выполнить большой объём работы. Если мужчин мало - то результаты будут хуже.

3. Участки земельные имеют разное плодородие. Даже соседние участки могут различаться по естественному плодородию почв. Один участок расположен выше, другой ниже. Один участок заливает, другой - сохнет и т.д. Всё это в совокупности приводило к тому, что индивидуальные хозяйства получали разный урожай.

Появление имущественного неравенства создавало в соседской общине проблемы.

Люди завидуют более удачливым соседям. Зависть приводит к конфликтам. Если разбогатевшие общинники пренебрегали интересами общины и начинали наглеть, то это приводило к ответным действиям со стороны других общинников. Менее удачливые общинники объединялись и шли громить хозяйство разбогатевших людей. Это влекло за собой конфликты, драки, столкновения. Общинники могли друг друга уничтожить. Вражда, учитывая обычай кровной мести, могла затянуться на десятилетия. Этим могли воспользоваться враги - могли напасть и захватить земли общины. Община могла прекратить своё существование.

Соседская община пыталась сглаживать это имущественное неравенство:

1. При проведении пределов учитывалось плодородие земли. Если раньше земля была похуже, то при следующем переделе - давалась земля получше. И наоборот - если земля была получше, то давали землю похуже. Семьям общинников предоставлялись земли разного качества, плодородия хорошего, среднего, плохого. Эти земли располагались не одним сплошным массивом, а чересполосно, в разных местах.

2. Перераспределение произведённого продукта - литургúи. При организации праздников некоторым семьям поручали их проведение. Они тратили часть своих доходов. В результате имущественное положение выравнивалось. Однако эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могли.

Создание коллективного фонда соседской общины

В соседской общине люди создают общий (общеобщинный) фонд - так называемый коллективный фонд. Средства его будут тратиться на общие нужды: строительство системы ирригации каналов, дамб, плотин; организация межрегионального обмена и военных походов; содержание ремесленников; культовая потребность.

Религиозные культы зарождаются как культы, связанные с производством. Нужно задобрить богов для обеспечения плодородия земли, плодовитости скота, детородия женщин. Религиозные обряды и праздники организовывались для того, чтобы просить плодородие и плодовитость для всей общины целиком. Для жертвоприношений богам требовались растения и животные.

Средства из коллективного фонда шли не только на удовлетворение коллективных нужд, но также служили резервными (на случай расширения производства) и страховыми (на случай стихийных бедствий и неурожаев) запасами - фондами. Коллективный фонд послужил прообразом будущей системы налогообложенияпериода государственности. Идея налогов «выросла» из идеи коллективного фонда - создания общего фонда на общие нужды. В первобытном обществе ими являлись общие нужды общины, а когда появятся первые государства - эти общие потребности станут общегосударственными.

Исторически сложилось два вида коллективного фонда:

1. Священное хозяйство при хозяйстве вождя. Этот вид коллективного фонда характерен для общества, где ирригация не играла большой роли или вообще была не нужна. Например, территории с дождевым орошением, как и у восточных славян. Каждое хозяйство выделяло определённую долю из своих доходов на общие нужды, часть избыточного продукта, то есть сверх потребностей отдельного хозяйства, оставлявшего себе необходимый продукт. Собранные средства хранились в больших хранилищах. Вождь, как глава общины, становится и руководителем коллективного фонда. Так как вождь будет управлять данным имуществом, хранилища строятся при хозяйстве вождя - для присмотра и контроля.

Собственником имущества коллективного фонда общинники считали главного бога - покровителя данной общины. Фактически прямым коллективным собственником выступала вся община целиком. Вождь только управлял этим имуществом.

Из этнографического материала известны случаи, когда вожди пытались себе что-нибудь присвоить из коллективного фонда . В результате, в лучшем случае, община снимала их с должности, выбирала нового вождя , а в худшем случае - вождя убивали.

2. Священное поле бога. Термин появился как раз в древности. Данный вид коллективного фонда характерен для обществ, где требовалась ирригация. Общинники продолжали работать все вместе на строительстве ирригационных сооружений. В этом, случае община выделяла часть земли, которая получала название «священное поле бога», где общинники совместно обрабатывали землю. Урожай с этого священного поля хранили в коллективных амбарах, строившихся при хозяйстве вождя, и тратили на общие нужды. Работами на священном поле организовывал и руководил вождь. Он не имел права собственности на землю и имущество коллективного фонда.

Таким образом, в соседской общине сложилось два фонда: 1) индивидуальный фонд, куда входили наделы общинников, в отношении которых община выступала верховным коллективным собственником; и 2) коллективный фонд, в отношении которого община выступала прямым коллективным собственником.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!